Генерализованное тревожное расстройство

Генерализованное тревожное расстройство – психическое расстройство, основным симптомом которого является стойкая тревога, не связанная с определенными объектами или ситуациями. Сопровождается нервозностью, суетливостью, мышечным напряжением, потливостью, головокружением, невозможностью расслабиться и постоянными, но неопределенными предчувствиями несчастья, которое может случиться с самим больным или его близкими. Обычно возникает в ситуациях хронического стресса. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, жалоб пациента и данных дополнительных исследований. Лечение – психотерапия, лекарственная терапия.

По данным различных исследований, распространенность расстройства колеблется от 0,1% до 8,5%. Тревожное расстройство часто сочетается с депрессией, паническим расстройством и неврозом навязчивых состояний. Обычно развивается в возрасте 20-40 лет, реже выявляется у детей и подростков. Женщины страдают вдвое чаще мужчин. Отмечается склонность к волнообразному или хроническому течению.

Основным проявлением ГТР является патологическая тревога. В отличие от обычной ситуативной тревоги, провоцируемой внешними обстоятельствами, такая тревога является следствием физиологических реакций организма и психологических особенностей восприятия больного. Первая концепция механизма развития патологической тревоги принадлежит Зигмунду Фрейду, который в числе других психических расстройств описал и генерализованное тревожное расстройство (тревожный невроз).

Основатель психоанализа считал, что патологическая тревога, наряду с другими симптомами невротических расстройств, возникает в ситуации внутреннего конфликта между Оно (инстинктивными влечениями) и Сверх-Я (заложенными с детства моральными и нравственными нормами). Последователи Фрейда развили и дополнили эту концепцию.

Одной из наиболее популярных в настоящее время является когнитивная теория Бека, рассматривавшего патологическую тревогу как нарушение нормальной реакции на опасность. Больной тревожным расстройством акцентирует свое внимание на возможных негативных последствиях внешней ситуации и собственных действий.

Избирательное внимание порождает искажения при восприятии и переработке информации, в результате пациент, страдающий тревожным расстройством, переоценивает опасность и ощущает себя бессильным перед лицом обстоятельств. Из-за постоянной тревоги больной быстро утомляется и не выполняет даже необходимые дела, что влечет за собой проблемы в профессиональной деятельности, социальной и личной сфере. Накапливающиеся проблемы, в свою очередь, повышают уровень патологической тревоги. Возникает порочный круг, становящийся основной тревожного расстройства.

Толчком для развития ГТР может стать ухудшение отношений в семье, хронический стресс, конфликт на работе или изменение привычного распорядка: поступление в институт, переезд, устройство на новую работу и т. д. В числе факторов риска тревожного расстройства психологи рассматривают заниженную самооценку, недостаточную устойчивость к стрессам, малоподвижный образ жизни, курение, употребление наркотиков, алкоголя, стимуляторов (крепкого кофе, тонизирующих напитков) и некоторых лекарственных препаратов.

Имеют значение особенности характера и личности пациентов. Генерализованное тревожное расстройство чаще развивается у впечатлительных, ранимых больных, склонных скрывать свои переживания от окружающих, а также у пациентов, страдающих алекситимией (недостаточной способностью распознавать и выражать собственные чувства). Установлено, что ГТР также нередко диагностируется у людей, переживших физическое, сексуальное или психологическое насилие. Еще одним фактором, способствующим возникновению тревожного расстройства, является долгая бедность и отсутствие перспектив улучшения материального положения. Существуют исследования, указывающие на связь ГТР с изменением уровня нейромедиаторов в головном мозге. При этом большинство исследователей считают тревожные расстройства смешанным состоянием (частично врожденным, частично приобретенным). Генетически обусловленная склонность тревожиться по незначительным поводам усугубляется ошибочными действиями родителей и учителей: излишней критикой, нереалистичными требованиями, непризнанием достоинств и достижений ребенка, отсутствием эмоциональной поддержки в значимых ситуациях. Все перечисленное формирует ощущение постоянной опасности и неспособности справиться с ситуацией, становясь благодатной почвой для развития патологической тревоги.